Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах.

Мои планы на год не выполняются, как я с этим борюсь

Однажды я порекомендовал товарищу очередной тудушник, а он сказал, что у него не так много дел.

Меня как будто перещёлкнуло. Ведь у меня было также, и это печально. Это значит, что мы ничего не хотим. Не хотим — значит никуда не движемся. Раз не движемся, то ничего не планируем. А раз не планируем, то нечего и записывать.

В то время я вообще не задумывался о планировании жизни. Жил по наитию, каждый день что-то делал, отмечал какие-то задачи. Любые фразы вроде «Кем вы видите себя через 5 лет» воспринимались мной как психологический бред.

Случай с тудушником заставил меня задуматься: «А как вообще стоит планировать, для чего?» Чтобы разобраться, мне не пришлось даже читать никакой специальной литературы: идея планирования есть почти в любой бизнес-книге.

Вот как я прошёл путь от отрицания годовых планов до создания своей системы с видением и нестандартными периодами.

Как я решил составлять годовые планы?

Составить личный план на год и идея годовых целей прокралась в меня через книги, которые я читал. Моя эволюция выглядела примерно так (могу что-то напутать):

Тайм-драйв. В одной из глав предлагалось описать свой день через 3–5 лет. Я тогда спросил себя: «Ну что за фигня! Где конкретика, как задачи-то ставить?» И не воспринял главу всерьёз.

7 навыков высокоэффективных людей. В книге рассказывалось о технологии постановки и выполнения задач, в том числе о том, что нужно планировать недельные задачи.

12 недель в году. Эта книга как раз зашла под моё тогдашнее настроение: «Планировать на год — что за фигня, я не знаю, что со мной будет через 2 месяца». В книге говорилось, что нужно ставить задачи компании не на год, а на 12 недель. Тогда нужно будет заниматься иvи сразу, а не вспоминать только к лету. Близость дедлайна позволяет сделать те же задачи в четыре раза быстрее.

Уходим в отрыв. В ней описано хорошее упражнение визуализации будущего дня: нужно записать чего хочешь достичь в семейной жизни, здоровье, спорте, карьере и т. д. Описано почти то же, что у Архангельского, но не так чопорно.

Джедайские техники. Книга помогла собрать вместе знания из предыдущих книг. Есть стратегическая карта — это видение будущего. Есть проекты, которые реализуют видение. Есть система выполнения задач.

Стив Джобс. Эта книга поставила точку. Стратегическая карта и проекты подсказывают мне, что нужно делать. Но ещё важнее знать, что делать не нужно. Нужно понимать, чему сказать нет, чтобы достичь целей.

После всех этих книг у меня сложилась собственная система, по которой я стал планировать жизнь.

А если личный план не сработает?

Если план не сработал, не значит, что его не нужно записывать. Польза будет потом. Я заметил, что мои планы сбывались на 30–50%. В этом нет ничего страшного, просто система была недокручена.

Ни одна из прочитанных книг не подошла лично мне, потому что нет универсального алгоритма. Всё индивидуально. Но я попробовал советы из каждой, и в результате у меня выстроилась собственная система планирования на год. Система эффективная, но чтобы её получить, я перепробовал кучу чужих систем.

Например, у меня планирование не везде работает одинаково. Я выделяю четыре области: семья, финансы, здоровье, развитие. Я отследил прогресс с 2015 года и понял, что план стабильно выполняется во всём, кроме финансов. Карьера, бизнес, нетворкинг — тут слишком часто что-то происходит, чтобы заниматься планированием раз в год. Я стал гибче в финансах: планирую не дальше 12 недель.

Ещё я перестал париться, что план не сработал. Не получилось, ну и ладно. Я знаю причину, почему не получилось. В следующем году или отчетном периоде исправлюсь, учту хотелки и ресурсы.

А не страшно заглядывать вперёд?

Мне кажется, у всех успешных людей есть видение — понимание того, что они хотят в будущем.

Чтобы сформировать хорошее видение, нужно не бояться мечтать. На самом деле, это очень страшно. Как можно представлять что-то, к чему сейчас даже предпосылок нет? Поэтому раньше я очень скептически относился к видению.

Всё изменилось, когда я решил сделать упражнение с видением наоборот. Я сел в кафе и описал свой день 4 года назад:

В 2010

Жил в общаге с пацанами.

Ел на 400 рублей в день.

В 2014

Живу лучшем доме Краснодара с потрясающим видом из окна.

Женат.

Есть своя компания.

Много путешествовал.

Спроси меня в 2010 году, смог бы я дойти до такого за 4 года, я бы однозначно ответил «Нет». Это упражнение помогло мне убрать внутренний блок.

Теперь у меня есть тест на мурашки. Если я о чём то подумал и меня пробрало до мурашек, я тут же ставлю задачу: в конце недели добавить это в документ с видением. В этом документе 16 страниц с подробным описанием чего я хочу. Раз в два месяца я его перечитываю.

Так что делать-то?

У меня простая цепочка для планирования:

Видение → Цели → Проекты → Задачи

Первым делом я смотрю в свой документ с видением. Это «живой» документ, он всегда меняться и дорабатывается. Иногда после встречи с интересным человеком что-то щёлкает в голове, и я сажусь дописывать новые идеи. В дополнение в основной, у меня есть специальная короткая версия видения, которую легче перечитывать раз в неделю. В видении идеальная картина того, что я хочу.

Потом появляются цели — каким путём я буду достигать идеальной картины. К видению можно добраться разными путями. что хочу. Например, я хочу жить в доме на берегу океана. Этот дом стоит 7 млн $. А каким способом получить эти деньги — мне предстоит выбрать.

Я перестал привязывать все цели к одному периоду. Путешествия и семейные дела хорошо ложатся в календарный год, этому ещё способствуют времена года. Финансы и бизнес расписываю где-то на квартал. На развитие могу и вовсе выделить месяц. На отчётный период я беру не больше двух целей по каждому блоку — семья, финансы, здоровье, развитие. Больше не получается — не хватает времени и сил для фокусировки.

Я против того, чтобы идти к цели против воли. Если я что-то начал, а в процессе понял, что мне это не подходит, я могу бросить и найти другую цель. Тут нужно найти здоровую грань между упорством и безумством. Тут хорошо помогают мои короткие периоды: если брошу, не нужно жалеть о потраченном впустую годе.

Для цели я составляю несколько подцелей, из каждой подцели делаю проект с задачами и измеримые показатели. Показатели помогают проще понять, иду я к цели или нет. Например, изучение английского я измеряю не временем занятий, а пройденными упражнениями.

А дальше нужно каждый день выполнять задачи, и всё. Если не получается делать каждый день, уменьшу хотелки. Например, не получается отжиматься по 60 раз утром в 4 подхода, сделаю хотя бы по 1 разу 4 подхода — тоже сойдет!

Как я ставлю личные планы на год

  1. Выписываю области, на которые собираюсь влиять: семья, здоровье, финансы и т. д.
  2. Cобираю кайфовые штуки и дополняю ими видение.
  3. Выбираю цели на отчётный период. Ставлю удобные сроки для каждой области.
  4. Составляю проекты для каждой цели и начинаю выполнять.
  5. Если чувствую сопротивление, бросаю цель и переосмысливаю её заново.
  6. Не парюсь, если что-то не получилось.
  7. Читаю очередную книгу и заново пересобираю всю систему.

Видео для мотивации:

Leave a Reply