Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах. Пишу для предпринимателей и руководителей только о том, что проверил на собственном опыте.

Принять на работу крутана. Часть 3. Групповое собеседование

Продолжаю тему найма, сегодня — о групповых собеседованиях. Лучше меня об этом расскажет моя жена — Катя Сичкар. Она намного чаще пользуются методом групповых собеседований, и у неё уже появились свои наработки, которыми она и поделится в статье.

Дальше от лица Кати.

Другие статьи о найме:

  1. Где искать сотрудников
  2. Какой тип собеседования выбрать

Раньше, когда мне срочно нужен был менеджер по продажам, я тратила кучу времени на просмотр резюме на хедхантере и переговоры по телефону. А когда отменяла свои дела и ждала кандидата на встречу — он просто не приходил. Жалко потраченного времени.

А как-то на конференции услышала про групповое собеседование. Его представляли как жёсткий метод, в котором после каждого вопроса выгоняли неподходящих людей.

Идея загонять людей в стрессовую ситуацию мне не понравилась. Вместо того, чтобы проявить себя, они закроются и будут просто защищаться. Я решила развить тему с групповыми собеседованиями и сделать их более мягкими.

Я собираю групповые собеседования на 3–12  человек. Так я нанимаю администраторов, продавцов, бухгалтеров и дизайнеров. Групповое собеседование — только первый этап, чтобы посмотреть на человеческие качества сотрудника: лидерство, адекватность, уверенность, дружелюбность, порядочность. А профессиональные качества нужно проверять уже на тестовом задании.

Как провести групповое собеседование

1. Отобрать анкеты

Сначала я отсеиваю неподходящие резюме. Обычно, из 100 заявок я выбираю только 7.

2. Пригласить на собеседование

Я всегда приглашаю больше людей, чем требуется. На мои собеседования приходят 6 человек из 10 приглашённых.

Я никогда не говорю, что собеседование будет групповым.

3. Рассадить кандидатов по кругу

⏱️ 2 мин

Подойдёт и условный круг.

4. Посмотреть на кандидатов перед встречей

⏱️ 5 мин

Я сажусь в круг и предлагаю чай или кофе. У соискателей есть несколько минут, чтобы усесться. В это время я смотрю, кто как себя ведёт. Кто не постеснялся налить себе чай. Кто спрятался позади, а кто вышел вперёд. У кого какая осанка. Кто улыбается. Кто начинает общаться, а кто сидит и тупит в телефоне. Пару раз люди начинали демонстративно ходить и разглядывать офис. Для меня это был тревожный сигнал.

5. Рассказать о компании и вакансии

⏱️ 5 мин

Обычно 90% человек не знают толком куда пришли, хорошо, если почитали о компании на сайте. Поэтому вначале я рассказываю, чем занимается компания, с какими клиентами работает. Рассказываю о вакансии, и что на ней предстоит делать.

6. Самопрезентация кандидатов

⏱️ 3 мин на каждого

Я засекаю время и прошу кандидатов по очереди рассказать о себе. Мне важно, чтобы человек продал себя. Я смотрю, что люди говорят: хорошее и плохое или только хорошее, структурировано или растекаются мыслью по древу. Слежу, как звучит голос, уверенно ли говорит соискатель.

Пока соискатели представляются, я начинаю заполнять бланк с оценкой компетенций кандидатов. На протяжении всего собеседования я делаю в нём заметки.

Хороший ответ: «Сделал то-то и то-то, такие-то достижения, вот 5 рекомендаций».

Плохой ответ: «Меня зовут Вася, я их такого-то города, учился там-то , енился тут, занимаюсь спортом…»

7. Записать ответ «Хороший продавец — это…»

⏱️ 2 мин

Кандидаты берут по листу бумаги, подписывает свою фамилию и отвечает на вопрос. Бухгалтеров и дизайнеров нужно соответственно спрашивать об их профессии.

Хороший ответ — тот, который совпадает с моими пониманием профессии. «Дизайнер — художник» — фигня. «Дизайнер решает проблемы клиентов с помощью…» — уже лучше.

8. Разобрать кейсы

⏱️ 3 мин на подготовку

Кейсы — маленькие ситуации. Я записываю по одному на маленьком листочке и раскладываю как билеты на экзамене. Каждый кандидат выбирает по 2–3 кейса, готовятся и по очереди разбирают по одному кейсу. Чтобы разобрать все кейсы, понадобится 2–3 круга.

Все кейсы разные, но рассказывают примерно об одних и тех же вещах:

  1. Коллеге срочно нужно уехать по личным делам, и он просит, чтобы вы его не закладывали. Что вы ответите начальнику, когда он спросит, где коллега?
  2. Завтра к 12 часам нужно отправить отчёт клиенту и подготовить аналитический отчёт для начальника. Вы успеваете сделать только что-то одно. Что будете делать?
  3. Вам звонит клиент и задаёт вопрос, в котором вы не разбираетесь. Ваши действия?

Как подготовить кейсы

Я составляю для себя портрет идеального кандидата и выписываю компетенции, которыми он должен обладать. Потом под каждую компетенцию я подбираю ситуации, которая её раскроет, упрощаю до одного абзаца и записываю.

9. Записать ответ «3 основные цели в жизни»

⏱️ 3 мин

По этому ответу я смотрю, если ли у человека вообще цель, насколько она конкретна, на что человек настроен.

10. Провести блиц-опрос

⏱️ 5 с на каждый ответ

Блиц-опрос — быстрые вопросы, связанные с установками человека. Я задаю вопросы по очереди, без возможности обдумать ответ. Всего понадобится
2-3 круга вопросов.

Вопросы дублируются по смыслу, но разные по формулировкам:

  1. Что важнее, скорость или точность?
  2. Конкуренты — это кто?
  3. Клиенты — это кто?
  4. Деньги — это что?

Как подготовить вопросы

Я возвращаюсь с портрету идеального кандидата и выписываю, какие установки у него должны быть. Затем под каждую установку подбираю воответствующий вопрос.

11. Написать записку на тему «Купить туфли»

⏱️ 7 мин

Я прошу написать записку для близкого человека с просьбой купить туфли. Для этого я привожу конкретную ситуацию: «Завтра вы идёте в театр. Вы уже нашли хорошие туфли, но не успели купить. Завтра вы целый день будете на работе и не сможете съездить в магазин. Ваш близкий человек приедет завтра в обед. Он успеет купить туфли, но единственный способ связаться с ним — с помощью записки».

Это хороший способ проверить, как человек умеет ставить задачи и пытается ли он манипулировать.

12. Записать ответ на 3 строки «Почему я…?»

⏱️ 5 мин

Кандидат должен «продать» себя работодателю. Ещё это хороший способ проверить, как человек понимает задачу. Здесь ключевое слово — три строки. Я хочу увидеть три конкретных тезиса, а не разглагольствование на страницу.

13. Рассказать, что будет дальше и попрощаться.

Я благодарю за собеседование и сразу предупреждаю, что мы сможем перезвонить только тем, кто прошёл на следующий этап. При этом мы не запрещаем соискателям звонить самим. Обычно сами перезванивают не больше 10% соискателей.

14. После собеседования проверить ответы

После собеседования я проверяю письменные ответы и заполняю бланк с оценкой компетенциЙ кандидатов. Заодно смотрю на грамотность соискателей. В бланке я суммирую баллы кандидатов и приглашаю лучшего на личное знакомство и тестовое задание.

Мой бланк выглядит примерно так. Я адаптирую его в зависимости от ситуации и вакансии:

Имя Самопрезентация Цели Знание продаж Общая стратегия Кейсы, блиц и записка
Иванов 5 4,5 3 3,5 4

Что ещё

1. Я всегда записываю, кого как зовут и обращаюсь по имени.

2. С самого начала я стараюсь создать комфортные условия, показать компанию в лучшем свете. Можно подкрепить это сувениркой. Например, предложить кандидатам забрать ручки, которыми они писали. Каждый кандидат должен захотеть дома за ужином рассказать, как же круто у нас было.

3. Каждого кандидата я воспринимаю как будущего клиента. Один раз так и случилось. Одна девушка не прошла к нам, но устроилась на нефтеперерабатывающий завод, потом позвонила и предложила нам проект.

4. Я заранее готовлю вопросы и кейсы на отдельных листах, бумагу, ручки и планшеты.

5. Я всегда начинаю собеседование в назначенное время, даже если кто-то из кандидатов опаздывает.

6. Я никогда не говорю кандидатам, что собеседование будет групповым.

7. Если кто-то из кандидатов понравился сразу, я не перетягиваю внимание только на него. Иначе из группового собеседования получится личное. Лучше сразу после собеседования предложить кандидату поговорить наедине.

8. Я стараюсь не вести себя панибратски или наоборот доминировать. Это завтра я буду их начальником, а сейчас я — интервьюер, мне должны доверять.

comments powered by HyperComments