Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах.

Катерина Ленгольд — о выходе из академической теплицы, трудоголизме и отношении к людям

Об ошибках выжившего рассказывает Катерина Ленгольд, предприниматель, инвестор, самый молодой вице-президент в мировой аэрокосмической индустрии.

Дальше от лица Катерины:

В 15 лет я начала заниматься дизайном, делала сайты. Потом поняла, что не хватает рук, и наняла помощников. Так в 16 лет я уже управляла командой.

В 20 лет я получала четвёртое образование в MIT. Моя тройная норма курсов мне показалась недостаточной, и я решила заняться агрегацией спутниковых данных, создала некий маркетплейс.

В 23 года я объединила свой стартап с аэрокосмической компании Astro Digital. и до конца этого лета работала в ней вице-президентом по развитию бизнеса.

Сейчас я решила отойти от предпринимательства и заняться инвестированием.

Ошибка 1. Ждать, что будешь готов

Я рано окончила школу, рано поступила в институт. Я училась и ждала, когда наступит тот момент, когда у меня будет достаточно знаний, чтобы быть точно уверенной, что я делаю, как делаю.

Когда я основала свой технологический стартап, я получала четвертый по счету диплом. Я изучала криптографию, экономику, инноватику, бизнес. Я думала, что с этими знаниям я точно готова. Оказалось совсем наоборот.

Я смотрела на свой туду-лист и в 9 из 10 задач не знала с чего начать. Например, мне нужно нанять людей. Я знала, что нужно нанимать мотивированных, что нужно их вдохновлять. А делать то что? Какой первый шаг?

Как на самом деле

Я долгое время находилась в теплице системы образования. Я понимала правила игры, знала, как получить заветные пятёрочки. Может, многим и кажется, что чем дольше находиться в этой теплице, тем больше будешь готов к жизни. Но жизнь отличается от академической теплицы.

Ни один предприниматель, который делает что-то интересное, не знает ответов на все вопросы. Это немного страшно, но предприниматель — человек, который прыгает и во время полёта разбирается с устройством парашюта.

Сейчас я спокойнее отношусь к тому, что не знаю. Я не стремлюсь собирать все знания и навыки, не боюсь задавать вопросы и выглядеть глупой.

Ошибка 2. Прокачивать слабые стороны

Раньше если я чувствовала, что я в чём-то не сильна, то хотела это прокачать. Например, я хороша в коммуникации, умею находить контакты и соединять точки. Но я отвратительна в рутинной работе, где нужно внимание к деталям в долгосрочной перспективе. Раньше я волновалась, но потом перестала с этим бороться.

Как на самом деле

Я поняла, что прокачивать нужно свои сильные стороны. Если есть навык на 8 или 9, то нужно бросить на него все силы и довести до 10, чтобы стать одним из немногих в мире, кто это умеет. Глупо вместо этого брать свою 3 и пытаться дотянуть её до 6, которая вряд ли даст конкурентное преимущество и приведет к успеху. Нужно хорошо знать свои сильные стороны и делегировать слабые.

Успех начинается с честного взгляда в зеркало. Не нужно фотошопить слабые стороны. Но о них нужно знать и понимать, кто может их закрыть.

Как найти свои сильные стороны:

  1. Поспрашивать у людей, которые знают меня в разных контекстах, за какие качества они бы меня порекомендовали.
  2. Понять, за каким делом я не чувствую, как летит время. Значит, в этом занятии и есть моя суперсила, состояние потока. Я выступаю или работаю над стратегией продукта, пролетело четыре часа, а я даже не заметила.

Ошибка 3. Верить в трудоголизм

Учась в Бостоне, я могла набрать любое количество курсов и сформировать собственную образовательную программу. Ещё я могла записаться на занятия в Гарварде. Это был такой шведский стол из реально классных курсов, до которого я дорвалась. Мне показалось, что курсов недостаточно, и я в то же время основала свой технологический стартап. Я хорошо помню вкус трудоголизма. На первых порах он был не очень горькимй, но со временем становилось всё хуже и хуже.

Как на самом деле

Трудоголизм — идиотское изобретение. Люди начинают чувствовать гордость за неэффективную работу и убивание организма. После 50-60 часов в неделю мозг начинает плохо работать и принимать решения, которые стоят компаниям больших денег. Люди в доводят себя до изнеможения, загоняют себя, а потом не понимают, почему несмотря на успех жизнь не приносит радости.

Я работаю в стартапе и он отнимает всё время, которые я ему выделяю. Выделю 25 часов в сутки — он и их заберёт, всегда есть чем заняться. Но я для себя решила, что работаю не больше 8 часов в день и обязательно отдыхаю в выходные. Если я хочу делать что-то качественно, я должна эффективно отдыхать. Мои бессонные ночи — не подвиг, а глупость.

Также и с компанией. Сотрудники, которые работают сверхурочно, вызывают у меня опасение. Недавно инвестор попросил добавить ещё функциональности в этом спринте, но в разговоре с командой я заявила, что мы этого не будем делать. Мы будем двигаться медленно, но верно, потому что нам важно пробежать марафон, а не выдохнуться на стометровке. Я называю это режимом космической черепашки.

У меня долгое время на рабочем столе висела формула:

1,01365 = 37,78
0,99365 = 0,03

Лучше плавно улучшать, чем разом выложиться и сбросить прогресс на ноль.

Ошибка 4. Думать, что у меня не будет боссов

Я представляла предпринимателя, как самого свободного человек в Вавилоне. Нет боссов, никто не говорит, что делать.

Как на самом деле

Оказалось, что предприниматель — самый несвободный человек на свете, который себе не принадлежит. Его боссы — это клиенты, партнёры, сотрудники.

И я, как руководитель, должна не держать всех в кулаке и вселять ужас. А наоборот, я должна вдохновлять команду и убирать препятствия с пути. Рядом со мной сотрудники должны чувствовать, что могут свернуть горы, понимать, что делают что-то значимое, и на всех парах лететь вперёд.

Ошибка 5. Представлять успех как удачу

Я раньше думала, что «проснуться успешным» — не просто выражение, такое действительно бывает. Я видела компании, которые вырастали за два месяца и могла думать, что же со мной не так, почему у меня так не выходит.

Как на самом деле

Никто из моих друзей и знакомых так и не испытал чувство «проснуться успешным». Любому стремительному взлёту предшествовали годы подготовки.

Многие думают, что бамбук очень быстро растёт. На самом деле в первые пять лет у него даже ростки не появляются. Всё это время он формирует мощную корневую систему, которая позволяет поддержать будущий рост по 100 см в сутки.

Также и с предпринимателем. Он долгие годы аккумулирует идеи, опыт, связи. Обрастает инструментами, а когда наберётся целый гараж — раз, и собрал кухонный гарнитур.

Есть разница между удачей и упорным трудом. Можно вспомнить, чем заканчиваются крупные выигрыши в лотереи. Возможно, Биллу Гейтсу повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Но чтобы долгое время управлять такой компанией, нужен был упорный труд, а не просто удача.

В общем, удача — это искра над газовой плитой. Но на вспышке пельменей не сваришь, нужен постоянный поток газа. Искорки случаются с одинаковой частотой у всех, а вот стабильного газа многим не хватает.

Ошибка 6. Играть чужую роль

В детстве я постоянно общалась с ребятами старше себя. В десять лет я училась с четырнадцатилетними. Из-за этого я постоянно пыталась быть кем-то другим. Мне казалось, если я покажу истинную версию себя, меня никто не полюбит.

Я долго играла разные роли. Одна личность для друзей, другая для коллег, третья для партнёров. И так, пока не почувствовала диссонанс, начала забывать, кто я такая на самом деле.

Как на самом деле

Чем больше книг по психологии я читала, тем больше понимала, что базовые правила универсальны. Книжек много, опытов много, а правил мало. Есть поговорка: «Мир простой, ты сложный».

Я поняла, что моя неискренность начала прокрадываться во все типы отношений: с друзьями, с коллегами, даже с теми, кого я не знаю. Например, если я пыталась как-то по-особенному выстроить себя на выступлениях, я чувствовала, как быстро разряжается моя батарейка. Я стала постепенно показывать своё «Я». Сначала в семье, потом с друзьями, бизнес- партнёрами, а теперь и с широкой публикой.

Есть такая концепция Business to human. В любой сфере, с любым средним чеком, мы имеем дело с людьми. Если мы делаем для них что-то полезное, значит, бизнес будет развиваться. А чтобы понять, что полезно, нужно только уметь слушать — это правило универсально в общении с любыми людьми.

Я недавно познакомилась с крупным инвестором, который уже двадцать лет инвестирует в стартапы. По меркам венчурного бизнеса это как два столетия. Мы встретились за ланчем, но говорили про бизнес не больше пяти минут. В остальное время просто болтали — обсуждали личные вещи, проблемы, которые нас заботят. Мы снова встречаемся на следующей неделе, и, я уверена, будем делать то же самое.

Так это и работает: раскрыться, почувствовать, что на одной волне, а потом делать крутые бизнес-дела. Многие думают, что нужно надеть на себя три пиджака и в этой скорлупе чувствовать себя неуязвимыми. А мне кажется, нужно, наоборот, снять пиджак.

Советы Катерины Ленгольд

  1. Учёба полезна, но она не подготовит к реальному миру. Предприниматели больше учатся на практике, поэтому не нужно оттягивать.
  2. Не нужно тратить время на прокачку слабых сторон. Лучше их выявить и делегировать, а сфокусироваться на прокачке сильных сторон.
  3. Отдыхать нужно. Трудоголизм вреден, а решения, принятые в измученном состоянии, могут иметь серьезные последствия. Лучше двигаться постепенно и пробежать марафон, чем сорвать мышцы на резком старте.
  4. Хороший руководитель не держит всех в узде, а убирает границы и помогает сотрудникам лететь вперёд на всех парах.
  5. Избавьтесь от иллюзий о резком взлете.. В большинстве случаев стремительный успех — результат долгой подготовки и планомерного труда, который просто остался «за кадром».
  6. В общении с людьми побеждает искренность. Чем меньше вы строите из себя, тем легче найти контакт. Учитесь слушать и слышать, а не только убеждать.

Leave a Reply