Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах. Пишу для предпринимателей и руководителей только о том, что проверил на собственном опыте.

Наблюдение: Бизнес в Москве и Краснодаре

Последние два года я работал на два рынка: краснодарский и московский. Месяц назад мне надоело летать туда-сюда и я переехал с семьёй в Москву. У меня появились кое-какие наблюдения о том, чем отличается бизнес в этих городах и я хочу ими поделиться. Может, кому-то будет интересно.

Сразу скажу, что в итоге Москва выигрывает. Но это по моим оценкам. Другим может лучше строить бизнес в регионе. Есть же известные примеры: Магнит и Додо-пицца.

Клиенты B2C

Краснодар Москва
Официальное население — 900 тыс. человек, неофициальное ≈ 1,2 млн. Официальное — 12 млн человек, неофициальное ≈ 18 млн. Ёмкость рынка в разы больше.
Какую-нибудь шаурму купят 200 человек в день. Ту же шаурму купит уже тысяча человек. Средний чек одинаковый, но оборачиваемость больше.


Можно выделиться даже с помощью рекламы на асфальте.

Клиенты B2B

Краснодар Москва
Средний чек в разы меньше, чем в Москве. За те же услуги, что и в регионах, люди готовы платить гораздо больше. Например, дизайн стоит в три раза больше.
Цену приходится долго согласовывать. Клиенты, выбирая между качеством, сроком и ценой, скорее всего, выберут цену. Получается быстро договориться. Клиенты выбирают тех, кто сделает качественно и быстро, а не дешевле.
Чтобы выйти на нового клиента, достаточно просто приехать к нему в офис и пройти секретаря. На нового клиента можно выйти только через рекомендации и связи. Даже на тендерах у неизвестной компании почти нет шансов.
В последнее время всё сложнее найти лиц, принимающих решение. Компании постепенно сокращают филиалы и переводят штаб-квартиры в Москву. В регионах я всё чаще общаюсь с московскими директорами.
Можно на равных общаться с компаниями из других городов, но не из Москвы. Чтобы работать и продавать в Москве, нужно находиться в Москве. Если клиенты узнают, что я из региона, начинают хуже относиться.


Карпрайс вместо банера сделал прицельную рекламу на машинах из каршеринга: для тех, кто вскоре продает свое авто.

Сотрудники

Краснодар Москва
Есть толковые местные ребята. Также сюда приезжают толковые ребята из других городов, включая Москву, — поближе к солнышку. Чтобы их нанять, нужно суметь отобрать и разжечь желание работать в своей компании. Со всего СНГ собираются проактивные ребята. За них сражаются все компании. Малый бизнес начинает бороться за сотрудников с гигантами вроде Яндекса, Мейла, Сбербанка и Тинькова.
Зарплаты толковых дизайнеров, программистов и менеджеров в разы меньше, о других не знаю. Например, директор филиала в Краснодаре получает 50 000 рублей. Зарплаты выше. В Москве директор филиала получает 250 000 рублей, но и работает он на более высоком уровне.
Сотрудники работают с местными клиентами, поэтому их навыки ограничены местным рынком. Сотрудники работают на региональных или международных рынках. У них больше опыта и шире видение.
Хороших местных обучений почти нет. Купить корочку не считается. Люди едут на стажировку в Москву. В Москве проходит куча платных и бесплатных обучающих мероприятий. Бесплатные — не значит плохие, на них тоже офигенный контент.


В Краснодар едут за лучшим климатом. Усреднённые погода за 10 лет в Краснодаре и Москве

Логистика

Краснодар Москва
Если компания может что-то быстро достать, это её конкурентное преимущество. Но это преимущество постепенно размывается. Озон уже доставляет покупки до Краснодара за 3 дня. Москва — транспортный узел. На складах хранится любой товар, который потом разъезжается по России.
Мало или совсем нет международных рейсов. Три аэропорта, рейсы в любую точку мира.
Новый бизнес, скорее всего, будет развивать свою службу доставки. Можно начинать бизнес с нуля: для этого уже есть готовая инфраструктура, Можно крутить носом, пока выбираешь партнёров.
Пара промышленных зон под склады. Куча складских помещений по любой цене, в любой точке Москвы и Московской области.


В Москве склады используют не только в B2B, но и B2C, чтобы разгрузить балконы от лыж

Конкуренция

Краснодар Москва
Конкуренция небольшая, но и ёмкость рынка ниже. Я видел, как в Краснодар пытались заходить несколько компаний по доставке еды на дом. Ни одна не выжила. Огромная конкуренция. Нужно хорошо разбираться в том, что делаешь и на какого клиента работаешь.
Нет выбора, поэтому люди готовы терпеть неудобство, лишь бы получить услугу. Куда бы я ни звонил, везде быстро отвечают, работают по скриптам, предлагают оценить работу. Компании понимают, что если будут лажать с клиентами, те уйдут к конкурентам.
Узкие ниши никто не занимает, слишком мало клиентов. Компании смело берутся за нишевые продукты. У меня рядом с домом продаётся обычный хлеб, итальянский хлеб, французский хлеб. В поисковике можно вбить любой необычный запрос и найти специализированную компанию.


Под любой запрос, скорее всего, есть специализированная компания. Например, по доставке детей в школу.


После матча «Россия — Испания», мы увидели, как на Никольской среди толпы ходят девушки и убирают мусор. А Дептранс на следующий день попросил оценить их работу.

Бизнес-процессы

Краснодар Москва
Все работают в офисе. Всё больше компаний переходят на удалённую работу. В некоторых компаниях работа из дома прописана в KPI. Приходится учиться работать с удалёнщиками. Сходить на встречу = включить Скайп.
Меньше траффик и расстояния: в день реально провести 6 встреч Потолок —
3—4 встречи в день.
Коворкинги неразвиты. Есть даже коворкинги с господдержкой: для московских компаний бесплатны место, еда, вода, интернет и переговорки.
В Краснодаре работают одни УТП. А в Москве другие: разная аудитория, ценности и мотивы для покупок, разный средний чек.


Перекрёсток меняет бизнес-процесс — доставляет продукты на дом. Я плачу меньше, не тащу пакеты и получаю более свежие продукты с распределительного склада, а не с полки магазина

Вместо вывода

Это мои личные наблюдения. Вполне возможно, что через полгода я перечеркну половину из них.

Но, в любом случае, я считаю, что переезд в город, где работает больше людей, и технологии внедряются быстрее, заставляют меня самого расти быстрее. Ведь главный тормоз для компании — это её собственник. Пока я чувствую, что в новом окружении быстрее меняется всё: средний чек выше, цели масштабнее, другой подход к организации бизнеса, другие ожидания от сотрудничества с партнёрами.

Расскажите в комментариях о своём опыте ведения бизнеса в Москве и регионах.

comments powered by HyperComments