Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах. Пишу для предпринимателей и руководителей только о том, что проверил на собственном опыте.

Этапы развития компании: как застрять ещё на старте

Будни предпринимателя. Кто в теме, тот поймёт:-)

Глядя на это видео, я вспомнил с чего начиналась «Арка Групп».

Первые два года мы действовали по наитию, без советов «бывалых» предпринимателей, умных книг и мотивационных тренингов. Весь наш бизнес строился на наивной идее «Просто сделаем лучше, чем у конкурентов, а продавать будем через друзей и знакомых». Нам понадобилось полгода, чтобы понять — так не работает.

Чтобы улучшить ситуацию, мы предложили рынку новые услуги. А долю рынка догадались подсчитать только через 2 года.

Мы были повернуты на качестве продукта: часто делали больше, чем нужно клиенту. Например, рисовали бизнес-план с саммари в виде красивой презентации. А дизайн никому, кроме нас, оказался не нужен.

Когда у нас появилось семь сотрудников, мы внедрили бизнес-процессы и регламенты. Но чаще вопросы можно было решить в пять раз быстрее одним звонком.

В итоге мы работали с утра до вечера, а результатов труда не видели. Мы смотрели на большие компании вроде PWC или Deloitte и не понимали, где же та грань, после которой маленькая компания превращается в большую. Если бы мы так продолжали — я бы и сейчас носился в мыле по Москве и Краснодару в режиме самозанятости. Это в лучшем случае.

Мне повезло, я вовремя прочитал книгу Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации». В этой книге Адизес расписывает этапы развития компании: от появления до краха. Сначала я узнал в этих этапах свои компании, а затем компании своих друзей и клиентов.

Как только мы сопоставили своё развитие с этапами Адизеса, стало понятно, куда идти дальше. Мы определили свою специализацию на рынке, перестали хвататься за любые проекты и пересмотрели свои отношения с сотрудниками. В общем, дело наладилось.

В это статье я хочу рассказать только о рождении компании — этапах выхаживания и младенчества. О других — как-нибудь потом.

Суть теории Адизеса

Я бы объяснил теорию так. Когда в семье рождается ребёнок, мы представляем, как он будет развиваться. У нас есть вехи, по которым мы можем отследить его прогресс. Не пошёл в два года, не смотрит на девушек в шестнадцать, живёт с родителями в тридцать — дело неладно.

Компания — тот же ребёнок. Только ориентиры, по которым видно, нормально ли всё развивается — не так очевидны. Мне кажется, предпринимателю важно разобраться в циклах, чтобы понимать, на каком этапе он находится, и что делать, чтобы двигаться дальше.

Весь жизненный путь компании и этапы развития Адизес представляет в виде такого графика:

Выхаживание

Основатель решает заняться бизнесом и выбирает идею.

Он исследует рынок, ищет единомышленников и инвесторов, выбирает бизнес-модель и проектирует продукт.

Что должно быть

Чего стоит опасаться

Основатель
Основатель верит, что его идея несёт пользу для клиентов. Готов рисковать в разумных пределах.

Основатель так влюблён в свою идею, что действует не глядя на реальность. Или пан, или пропал.
Основатель изучил рынок и уверен, что его возможностей достаточно для запуска продукта. Основатель действует без анализа рынка и думает только о прибыли и возврате инвестиций.
Команда
Формируется команда единомышленников, которые закрывают ключевые компетенции проекта.

Недопонимание с ключевыми сотрудниками. Основатель не может договориться, как развивать компанию.
Финансы
У проекта несколько источников финансирования.

Проекту может не хватить денег для роста.

Как перейти на следующий этап

1. Понять, что действительно нужно клиентам, и готовы ли они за это платить
Простой как топор метод, чтобы вытянуть продажи

2. Проработать финансовую модель самому или попросить помощи у тех, кто разбирается
Финолог

3. Найти деньги для развития проекта в течение 12–15 месяцев.

Срок перехода — 3 месяца. Если переход не произошёл — стоит задуматься.

Младенчество

Рождается компания.

Выходит первая версия продукта. Первая продажа, обратная связь и первые проблемы.

Команда начинает лучше понимать рынок, корректирует планы, ставит краткосрочные цели.

На первых порах доходы не превышают расходы. Каждый сотрудник незаменим — уход любого ведёт к серьёзным проблемам в компании.

Что должно быть

Чего стоит опасаться

Основатель
Власть только у основателя. Но он готов выслушать, оценить идею, а ошибку воспринять, как новый опыт.

Основатель заносчив, не желает слушать сотрудников. Готов без разбора ситуации уволить за ошибку.
Основатель понимает, что значит успех или провал проекта, и готов вовремя остановиться. Основатель и команда работают 24 часа в сутки, но без видимых результатов.
Компания
Компания работает на убой. «Быстрее, выше, сильнее».

Компания недооценила рынок и работает вполсилы.
Целевой показатель — скорость внедрения изменений. Значительное нарушение сроков реализации проекта.
Команда
Сотрудники чувствуют себя большой семьей. Новые сотрудники принимаются по знакомству и фактору доверия.

В компании преждевременно появляются регламенты и правила. Компания нанимает больше людей, чем нужно.
Финансы
Основатель не боится привлекать средства инвесторов для более быстрого развития.

Основатель против привлечения внешних инвестиций, хочет развиваться только за счёт личных средств.

Как перейти на следующий этап

1. Посвятить всё время этому проекту, а не разрываться между несколькими
Совет Давида Яна

2. Не бросать проект, как бы ни было трудно
Повесть о настоящем человеке

3. Тестировать гипотезы на реальном рынке
Тестируем гипотезы правильно: взлетит или не тонет?

4. Фокус на продажах — рост клиентской базы и выручки.

5. Доказать внешним инвесторам, что бизнес-модель работает.

Срок — 12–15 месяцев. Если переход не произошёл — стоит задуматься.

P. S: Понятно, что бизнесы разные, и может быть свой путь. Эту статью я пишу больше для себя, чтобы перечитывать время от времени и не попадать в ловушку застоя.

comments powered by HyperComments