Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах.

Этапы развития компании: конец истории

Завершаю рассказ о этапах развития компании. В этот раз — смерть под звуки «Реквиема» Моцарта.

Предыдущие серии:

  1. Как застрять ещё на старте
  2. Пубертатный период

В них я рассказываю, как мне помогла продвинуться в бизнесе книга Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации». Вкратце о теории:

Суть теории Адизеса

Я бы объяснил теорию так. Когда в семье рождается ребёнок, мы представляем, как он будет развиваться. У нас есть вехи, по которым мы можем отследить его прогресс. Не пошёл в два года, не смотрит на девушек в шестнадцать, живёт с родителями в тридцать — дело неладно.

Компания — тот же ребёнок. Только ориентиры, по которым видно, нормально ли всё развивается — не так очевидны. Мне кажется, предпринимателю важно разобраться в циклах, чтобы понимать, на каком этапе он находится, и что делать, чтобы двигаться дальше.

Весь жизненный путь компании и этапы развития Адизес представляет в виде такого графика:

Расцвет

Продажи и прибыль растут. Открываются филиалы и представительства. Работает франшиза. Внутри компании появляются новые бизнес-проекты.

Ресурсы компании — стратегическое и инвестиционное планирование, системность, команда, баланс между контролем и гибкостью.

Компания наслаждается успехом, управляет репутацией, создаёт рыночную стоимость.

Что может быть

Чего стоит опасаться

Финансы
Работает модель устойчивого развития — выручка, прибыль, активы, собственный капитал и обязательства меняются одинаковыми темпами.

Рыночная стоимость компании растёт.

Накладные расходы растут соразмерно доходу.

Рыночная стоимость неизвестна или падает.

Бизнес
Основатель управляет капиталом, инновациями и новыми проектами.

Компания удовлетворяет потребностям клиентов, партнеров, владельцев и персонала

Компания следует разработанным планам и политике.

Развиваются новые проекты и направления.

Синдром «Титаника» — увлеченность своим величием мешает адекватно увидеть рынок. Частые неприятности, сбои, междоусобные войны подразделений за ресурсы.

Нет системы корпоративного управления и владельческого контроля. Много проектов при при слабом управлении.

Нет новых проектов.

Неадекватные планы.

Удовлетворенность результатом

Команда
Сформировалась команда профессиональных управленцев.

Персонал организован в чёткие структуры.

Мотивация персонала за счёт самореализации и развития.

Управленцы больше заняты своими кабинетами, чем делом.

Сотрудники не мотивированы меняться.

Нет возможностей для карьерного роста.

Как не уйти в старость

  1. Выбрать судьбу компании: тот же рынок и продукты, реинжиниринг бизнеса, продажа.
  2. Провести стратегическое планирования, ориентируясь на лидерство и иновации.
  3. Формализовать управление и выстроить систему владельческого контроля.
  4. Реализовывать новые проекты через инвестиционное планирование и управление проектами. Для этого выстроить систему управления финансами.
  5. Управлять стоимостью и репутацией.
  6. Создать систему управления персоналом: политику материальной и нематериальной мотивации, процесс обучения, систему обмена информацией и идеями между подразделениями.

Старость

Большие финансовые и политические возможности при низкой ориентированности на рынок и развитие. Обновляться или умереть.

Как понять, что старость пришла

Финансы

Деньги расходуются на системы контроля, допобустройство и выплаты.

Управление финансами — казначейство, балансировка поступлений и выплат.

Основная задача финансовой службы — своевременно устранять кассовые разрывы.

Бизнес

Сильная компания с низкими темпами роста.

Цели в основном краткосрочные.

Потеря гибкости и творчества, Привязанность к прошлому.

Компания живёт за счёт старых клиентов и компетенций.

Все чопорно и по правилам. Подозрительность ко всему новому. «Не гони волну!».

Внутри — борьба за ресурсы и главенство.

Внешний потребитель и рынок превратились в надоедливых мух.

Команда

Новые сотрудники — угроза.

Что делать, чтобы не умереть

  1. Определиться со стратегией управления капиталом.
  2. Разделить процессы так, чтобы управлять отдельными бизнес-проектами как самостоятельными компаниями.
  3. Развивать идеологию синергии и сотрудничества.
  4. Освободится от лишних проектов и активов.
  5. Обновить команду инноваторами и предпринимателями.
  6. Привлечь профессиональных консультантов для оживления бизнеса.

Leave a Reply