Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах. Пишу для предпринимателей и руководителей только о том, что проверил на собственном опыте.

Где взять деньги на бизнес от $5 тыс. до $50 млн

Базовые навыки предпринимателя — искать и рассчитывать новые идеи, собирать команду и привлекать инвестиции. Эта статья — о привлечении денег в бизнес.

О деньгах мы поговорили вместе с Олегом Ивановым, автором книги «Как найти деньги для вашего бизнеса».

Олег Иванов

Предприниматель, инвестор, основатель фондов InvestBazar.com, Cryptobazar.io.

Вместе с командой привлёк 200 млн $. Самая крупная сделка — на $45 млн. Сейчас работает с фондом $17 млн, до конца года планирует вырасти до $100 млн.

Предприниматель всё время ищет новые идеи. Мне кажется, вы узнаете себя в следствии из этого правила: предприниматель всегда считает чужой доход. У нас с женой даже есть игра. Когда мы оказываемся в новом месте, мы пытаемся угадать, сколько оно приносит денег. Например, в ресторане мы считаем столики и средний чек.

Как только предприниматель достигает одной цели, появляются новые идеи, ещё амбициозней старых. И однажды наступает момент, когда предприниматель упирается в ресурсы — денег уже недостаточно. Тогда он начинает искать чужие деньги: понятно упаковывает проект, ведёт переговоры, оформляет и закрывает сделки.

После нескольких сделок предприниматель уже понимает, к кому идти за следующими деньгами и что говорить. Но мне кажется, начинающим предпринимателям будет интересно узнать о возможных ступенях привлечения: от $5000 до $50 000 000.

Где взять $5000≈300 тыс. ₽

На аренду и зарплату сотрудникам в первые месяцы, на первый взнос за товар или франшизу.

1. Спросить у друзей и знакомых

Откройте в телефоне «Контакты» и подумайте, кто из этих людей сможет дать нужную сумму или знает людей, которые смогут дать. Добейтесь встречи и расскажите о своём проекте.

Каждую встречу закрывайте двумя вопросами:

— Как вы воспринимаете мой проект?

— Можете посоветовать пару человек, для которых мой проект будет профильным?

Ответы помогут внести коррективы в бизнес-модель и презентацию проекта, а также собрать базу контактов для следующего шага.

2. Спросить у знакомых знакомых

Как только пройдёте по первому кругу знакомых, переходите ко второму. Разговоры будут более тёплыми, если вы скажете, от кого пришли. На встрече задавайте те же два вопроса, что и раньше.

Собирайте статистику. Если 50% даёт контакты знакомых — круто. Если меньше — с проектом что-то не так. Прислушайтесь к обратной связи и скорректируйте модель.

3. Спросить в отрасли

Об этом способе почему-то мало кто вспоминает.

Идите к поставщикам и клиентам и расскажите о проекте. На этот раз к привычным двум вопросам добавьте ещё один: «Что я могу предложить, чтобы вы дали мне длинную рассрочку или предоплату?» Хорошо, если согласятся 20%.

Этим способом можно найти первые пару миллионов.

4. Взять потребительский кредит

Тоже вариант.

Где взять $50 000≈3 млн ₽

Сделать прототип и проверить гипотезы.

1. Искать в отрасли

Проделайте то же, что и для $5000, но с большим усердием 🙂

2. Сходить к бизнес-ангелам

3 млн ₽ — начальный чек для среднего бизнес-ангела. Обычно, это люди, которые накопили денег, но не знают, что с ними сделать. На недвижимость не хватит, а машина не принесёт дохода. Поэтому альтернатива — войти в бизнес-проект за долю или доход.

Чтобы найти бизнес-ангелов, ходите на конференции. Сейчас проводится много митапов и ивентов. Выступите сами или просто посмотрите, следите за вопросами. Это поможет понять, к кому подойти на кофе-брейке. Если постараться, на таких конференциях в любом регионе можно получить по 20–30 визиток.

3. Не надеяться на акселераторы

Акселераторы — хороший способ навести порядок в голове. В них можно получить первые контакты, но гарантии, что получите ещё и деньги — никакой.

Где взять $500 000≈30 млн ₽

Масштабировать рабочую бизнес-модель, покрыть кассовые разрывы или дожить до следующего финансирования.

1. Идти в фонды

Придётся собрать пул инвесторов, готовых инвестировать по 3–5 млн ₽. В бизнесе появится функция управления инвесторами. Скорее всего, чтобы заботиться об интересах всех инвесторов и составлять отчёты, потребуется отдельный человек или даже отдел.

Чтобы привлечь такие деньги, нужно как минимум руководить действующим бизнесом.

В некоторых отраслях это начальная цена для старта. Например, производитель лимонада не сможет запустить партию меньше ста тысяч бутылок. А ещё надо платить за листинг в сетях и мотивировать персонал.

Фонды — способ получить обратную связь и отполировать проект. Это тоже полезно, поэтому ходите по фондам. Задавайте привычные два вопроса, и фонды помогут собрать контакты. Но, учитывая, сколько сделок у фонда, надеяться на деньги не стоит.

2. Кусочничать

Можно попробовать взять часть у банков, часть на факторинге, часть у партнёров. Но схема выйдет ненадёжной. Это как чинить автомобиль с помощью изоленты.

Где взять $5 000 000≈300 млн ₽

Например, на неплохой завод 🙂

1. Идти в фонды

Такие суммы — территория крупных фондов, вроде, Russia Partners, АТОН.

Стратегия как в прошлом способе. Но чтобы привлечь эту сумму, капитализация вашего бизнеса должна превышать $10 млн.

2. Кусочничать

Всё как в прошлом способе.

Где взять $50 000 000≈3 млрд ₽

Изменить индустрию, обосноваться в регионе, экспансия на новые страны.

1 из 1. Идти к индустриальным игрокам

Действовать только точечно. За такими деньгами нужно идти к опытным людям, которые уже состоялись в своей отрасли, управляют крупными компаниями или фондами. Они должны понимать, как вы поможете им помочь развивать их бизнес или поменять что-то в отрасли.

Как рассчитать долю инвестора

Инвесторам выгодно покупать долю по текущей оценке, но инвестирование — о том, что будет хотя бы через 5 лет. С этой мыслью ведите все переговоры.

Для нижней оценки воспроизведите в голове такую ситуацию: вот компания выросла, и у вас 50%. Вы в порядке? Чувствуете, что управляете компанией, или кажется, что ходите к дяде на работу? А если 40%? 30%? Так вы найдёте нижнюю планку.

Посчитайте финмодель. Какой потенциал у компании? Сколько этапов инвестирования будет? Какую долю будете продавать на этом этапе? Не предлагайте слишком большую долю — ни один здравомыслящий инвестор не войдёт в такой проект.

Обязательно учтите в договоре, что доли первых инвесторов должны размываться так же, как и доли основателей. Иначе в будущем инвестор может откажется «размываться» и масштабировать компанию.

Что будет, если не вернуть деньги

В худшем случае — потеря имущества и свободы. В бизнесе никто не гарантирует будущее. Если будете продавать долю без объяснения рисков — конфликт неизбежен.

Чтобы этого не произошло, договоритесь обо всём на берегу — сформируйте ожидания инвестора. Продумайте риски и обсудите их с инвестором: риск 1 — наши действия, риск 2 — наши действия. Если все согласны — заключайте сделку.

На что ещё обратить внимание

К переговорам надо готовиться

Много контактов — хорошо. Но получить деньги вам поможет то, как вы подготовили материалы и понимаете суть инвестиционных переговоров. Узнайте мотивы инвестора. Ведь ваш проект — это инструмент для реализации его целей.

Инвестор полезен не только деньгами

Инвестор заинтересован в успехе проекта, поэтому он может помочь с бизнес-моделью. Хороший стратег найдётся на любом этапе, даже на $5000. Хорошо, когда инвестор приносит с собой инфраструктуру: клиентов и партнёров.

Основатель из ковбоя превращается в командного игрока

В любом бизнесе со временем появятся прозрачность, регулирование, размытие. Рядом с основателем встанет надсмотрщик от инвестора. Это нормально. Сценарий, в котором действует только основатель, обычно заканчивается плохо.

Правильный договор спасёт в будущем.

Наймите юриста, который проверит договор. Чаще всего сделки оформляются как договор займа. Даже если это покупка доли — инвестор становится учредителем и предоставляет заем компании. Не заключайте договор, если он удобен сейчас, но вредит будущему компании.

Ищите деньги, когда они вам не нужны

И еще добавлю от себя и Питера Тиля. Ищите финансирование, когда деньги ещё не нужны — когда вы в наиболее сильной позиции.

Краткосрочные финансовые трудности часто воспринимаются как признак слабости компании и проекта. Если все знают, что вы в отчаянном положении, то лучшее, что может случиться — вас заставят принять менее выгодные условия. В худшем случае сделки не будет вовсе. В среднем период выделения финансирования занимает от 1 до 3 месяцев — помните об этом.

P.S. Люблю я Симпсонов! Да я знаю, что использовать их изображения в статье — скорее всего нарушение авторский прав, хоть я и думал использовать их как пародию. Я буду очень рад, если мне напишет сам Мэтт Грейнинг и попросит их убрать 🙂

comments powered by HyperComments