Какие навыки прокачивать сейчас, чтобы не хвататься за голову через 10 лет
В профессиональном росте я для себя решил так: время ограничено, поэтому рост надо планировать с умом.
Как обычно бывает. Услышу от спикера на конференции, как устроена работа с командой в его компании и задумываюсь: «А не почитать ли мне что-то о мотивации». Или увижу рекламу английского и вспоминаю: «А как у меня с английским, что надо подтянуть». Так меня и мотает из стороны в сторону, берусь за одно, потом бросаю, хватаюсь за другое. С таким подходом легко дойти до того, что к 30 годам вроде кучу всего знаешь, а ничего не делаешь.
В этой статье я хочу рассказать о том, как выбираю навыки для роста.
Что такое «твёрдые» и «мягкие» навыки
Представьте Васю, специалиста по двигателям внутреннего сгорания. В детстве он помогал отцу в автомастерской, а потом с красным дипломом выучился на инженера-механика. Он жил в городе на Волге и работать устроился там же, в одну российскую автомобильную компанию. Используя метафору «Осьминожки навыков», Васю как специалиста можно представить так:
Васе нравилось заниматься двигателями. Он читал профессиональную литературу, участвовал в конференциях, экспериментировал с новыми моделями двигателей. Его заметили в большой немецкой автомобильной компании и позвали к себе работать. Там он стал ещё круче как специалист, продвинулся по службе, но так и остался технарём, На руководящие должности он не шёл, потому что не умел общаться с людьми. Учиться общаться он не хотел, предпочитал тратить время на новые опыты с двигателями. Его осьминожка стала такой:
Но однажды, все почему-то пересели на машины с электродвигателями, и большая немецкая автомобильная компания закрылась. Васин «двигательный» навык оказался никому не нужен, а другие он не прокачал:
Почему так произошло. В профессиональном росте различают «мягкие» и «твёрдые» навыки. «Мягкие» — общеспециальные навыки, переговоры, эмоциональный интеллект, продажи. «Твёрдые» — профессиональные навыки, физика двигателей внутреннего сгорания, знание поисковых алгоритмов.
Обычно под «мягкими» понимают навыки, которые помогают лучше обустроиться в коллективе, найти общий язык, договориться, мотивировать. В бизнесе «мягкие» навыки помогают развиваться руководителям и топ-менеджерам. Если бы Вася вырос из специалиста в управленца, возможно, смог бы перестроиться во время «кризиса двигателей внутреннего сгорания».
Что я понимаю под «мягкими» навыками
Я для себя немного развил тему с «мягкими» и «твёрдыми» навыками. «Мягкими» я называю те, которые не потеряют актуальности и через десять, и через сто лет.
Допустим, сейчас круто уметь быстро печатать на клавиатуре или программировать на Яваскрипте. Но кому нужны будут эти навыки, когда текст можно будет отлично надиктовать, а компьютеры станут квантовыми? А умение договариваться, делегировать и мотивировать будет востребовано и во время квантовых компьютеров.
В моём понимании, навыки, которые не потеряют актуальности через 100 лет, могут быть и узкими профессиональными:
Никому не надо через год | Актуально и через сто лет |
В бизнесе — выучить новый подход к управлению проектами | Уметь мотивировать коллег |
В производстве — освоить новую технологию литья деталей | Научиться выстраивать техпроцессы, чтобы ускорить производство |
В дизайне — рисовать интерфейсы в стиле нового айфона | Понимать принципы, по которым человек взаимодействует с любыми интерфейсами |
Конечно, это не значит, что надо забить на «твёрдые» навыки. Им стоит учиться, если они нужны для работы прямо сейчас. Разделение на «твёрдые» и «мягкие» навыки помогает мне выбирать, что прокачивать. Я представляю себе, сколько времени и сил надо потратить на этот навык и что будет, если я его не разовью.
Я стараюсь инвестировать время и деньги в те навыки, которые помогут оставаться конкурентоспособным через 10 лет. Получается примерно 80% «мягких» и 20% «твёрдых». Например, только что я уехал на неделю в лес, где подтягивал английский. Каким бы бизнесом я не занимался, на международном рынке английским мне всегда поможет. Ещё за последние пару лет я делал акцент на переговоры, выступления, мотивацию и подбор сотрудников.
Это работает и в воспитании детей. У меня сын сейчас ходит в школу. Когда он её закончит, я хочу, чтобы он знал английский и был в хорошей физической форме. Мне кажется в дальнейшем это понадобятся ему больше тех знаний, которые дает школа по биологии и химии.
Что делать после прочтения статьи
Я не хочу, чтобы это была ещё одна статья на тему «Как же важно развивать „мягкие“ навыки», которые все прочтут, покивают и забудут. Предлагаю прямо сейчас подумать, какой «мягкий» навык развить в ближайшие три месяца.
Чтобы было легче сообразить — вот ссылки на курсы и книги, без рекламы и СМС. Присылайте мне дельные курсы и книги, я буду дополнять список.
Переговоры
Джим Кемп «Сначала скажите „Нет“»
Курс Ильи Синельникова «Переговоры и отношения с клиентами»
Управление людьми и собой
Марк Форстер «Сделать завтра»
Курс Николая Товеровского «Управление проектами, людьми и собой»
Предпринимательство
Курс «Коммерческий директор на 100%»
Английский язык
P. S. Прямо сейчас я взялся покорять новую ступень в английском языке — уверенный Intermediate