Сергей Сичкар

Сергей Сичкар

Блог о бизнесе, идеях и результатах.

Давид Ян — о прототипах на бумаге, профессионалах и долине смерти

В этот раз я поговорил с Давидом Яном, основателем компании ABBYY, и разузнал его ошибки выжившего. Дальше от лица Давида:

Фото: RB.ru

Давид Ян, к. ф.-м. н., бизнес-ангел и серийный предприниматель, работающий в России и Кремниевой долине, член ассоциации Band of Angels. Основатель и председатель совета директоров ABBYY.com, ведущей международной компании в области AI, Content Intelligence, NLP, Text Analytics, Document Capture, OCR с более чем 1000 сотрудниками в 11 странах и 50 миллионами пользователей. Сооснователь компании Findo, Inc. создателя Yva.ai — системы управления эффективностью бизнеса и вовлеченностью сотрудниками, основанной на искусственном интеллекте. Сооснователь компаний iiko, Plazius, Cybiko и ряда других компаний. Филантроп, сооснователь образовательного фонда и школы Ayb. Автор множества патентов и публикаций.

В стартапе всегда всё идёт не так. В Кремниевой долине есть присказка: Fail fast. Она о том, что без провалов не обойтись. Это неотъемлемая часть поиска Product-Market Fit.

Чтобы выжить, важно провалиться быстро, сделать выводы и пивот — переворот бизнес-модели. За год-два отведённые стартапу нужно сделать минимум 4-5 пивотов. Иначе просто не получится найти свой Product-Market Fit.

Я спрашивал у венчурных капиталистов, сколько компаний выходит за точку безубыточности на самом первом бизнес-плане. Точных цифр никто не привёл, но по их ощущениям меньше 10%, некоторые называют пять или даже единицы процентов. Обычно, бизнес-концепции постоянно меняются. Нужно продвигать продуктовую гипотезу, делать бизнес-спринт, проверять гипотезу на Customer development и на выпуске промежуточного продукта. И поворачивать компанию, если Product-Market Fit не найден.

ОШИБКА 1. Не понимать разницу между упрямством и упорством

В бизнесе упорство — хорошо, а упрямство — путь к банкротству. Научиться чувствовать между ними разницу — это искусство предпринимателя.

В ABBYY Lingvo первый пивот произошёл по пути из учебного корпуса в общежитие. Я шёл с экзамена по французскому языку и думал о том, чтобы сделать программу для обучения французскому. На середине пути я подумал, что рынок получается небольшой. Поэтому надо делать программу не для французского, а для английского. И стоит начать не с обучения, а с перевода. Так мы начали делать словарь Lingvo.

Первая наша с Сашей Москалевым (сооснователем компании ABBYY) ошибка заключалась в оценках сроков разработки и выхода на рынок. Мы ошиблись ровно в 10 раз. Мы думали, что за месяц можно разработать коммерческую программу, а еще за месяц продать 100 экземпляров. В реальности у нас ушел год на разработку и еще год на продажу ощутимого количества экземпляров.

Мы хотели продать 100 копий словаря, а продали только несколько штук. Но потом мы насчитали 50 000 нелегальных копий. Значит, продукт востребован. Это радовало, но выручка от словаря не позволяла содержать в штате более 10-15 сотрудников. К счастью, мы быстро поняли, что у компании одного продукта нет большого будущего. Тогда мы сделали пивот — объединили 4 технологии и вышли на рынок с комплексной системой обработки текстов «от листа на одном языке, до листа на другом». Так мы занялись программой распознавания текста FineReader.

В стартапе Findo по началу мы взялись за организацию файлов на дисках и в облаке. Например, мы хотели решить проблему с быстрым поиском файлов: в письмах, на диске или в Дропбоксе. Я задавал вопрос на конференциях: «Было ли такое? Знаете, что есть файл, но не можете найти?» В ответ лес рук. Ещё была проблема с дубликатами писем и файлов, которые лежат на разных носителях. В опросах мы обнаружили несколько проблем пользователей и начали разрабатывать продукт, толком еще не зная, какую конкретную проблему решаем: проблему поиска, проблему доступа к файлам или проблему управления личными данными.

В какой-то момент мы поняли, что разработать несколько прототипов, чтобы проверить все продуктовые гипотезы мы не сможем, не хватит ни времени ни сил. Мы отрезали всё и сконцентрировались только на поиске. Это был первый пивот в Findo.

Когда мы сделали умную поисковую систему для личных документов, мы обнаружили заметную сложность с «онбордингом». Люди не помнили пароли от своих облачных сервисов. 160 тысяч пользователей нашего продукта по началу нас обнадёживало, но скорость роста пользовательской базы не позволяло рассчитывать на выход в безубыточность.

Зато за время разработки мы научили искусственный интеллект Findo понимать содержимое файлов и сделали виртуального ассистента Yva, который сканирует почту и вытаскивает из личной переписки пользователя его задачи на день. И этот продукт по ряду показателей обогнал поисковик Findo.

По мере работы над ассистентом Yva мы продолжали активно общаться с нашими пользователями в попытках понять, где у них «болит» действительно сильно. И в какой-то момент, сопоставив разные ответы и комментарии пользователей, мы увидели огромную нишу. Руководители, рассказывая о том, почему им нужен в компании ассистент Yva, часто упоминали удалённых сотрудников и свои командировки. Так появилась гипотеза о том, что в связи с высокой динамикой бизнеса и удалёнными сотрудниками компании теряют связь в управлении командами. А как следствие, сотрудники часто неожиданно для руководства увольняются, часто слишком поздно выявляются конфликты в распределенных командах, и вообще понижается вовлечённость сотрудников, когда бизнесу уже нанесен вред.

После 30 интервью руководителей разного уровня мы решили модернизировать ассистента Yva и создать полноценную аналитическую и рекомендательную систему, которая могла бы предсказывать увольнения, конфликты, измерять и повышать вовлеченность сотрудников. «Подводная часть айсберга» — базовые технологии почти не менялись. Мы использовали те же самые наработки краулинга и анализа корпоративных коммуникационных данных, которые мы разрабатывали еще для поисковика Findo и ассистента Yva. Но мы применили их для задачи, которая внезапно оказалась колоссально востребованной.

Так мы в итоге пришли к Yva.ai — системе управления эффективностью бизнеса и вовлеченности сотрудников, которая оказалась на два порядка востребованнее всего, что делали мы раньше.

ОШИБКА 2. Начинать разработку без бумажного прототипа

В Кремниевой долине говорят Fake it, then make it — Имитируй, а потом делай. На первичное тестирование продуктовой гипотезы должно уйти не больше недели.

Для этого нужно начинать с бумажного прототипа, т. е. сделать описание продукта и мокапы интерфейсов. А потом идти к будущим пользователям с вопросами: «Расскажите, на какие кнопки нажмёте? Что думаете? Нужно или нет? Оцените по десятибалльной шкале. Если бы продукт был готов к продаже, какова вероятность, что вы его купили за эти деньги?»

За неделю на основе бумажного прототипа можно оценить первую продуктовую гипотезу. В разработку стоит отдавать гипотезы с оценками 9–10. Бумажный прототип — хороший способ отфильтровать бредовые идеи.

Не стоит обманываться оценками меньше 9. Даже если пользователь оценил продуктовую идею на 7–8 знайте, в будущем он ее не купит. А про 6 и ниже даже думать нечего, такова суровая правда статистики системы, называемой NPS.

Ваши пользователи — это те, которые оценили идею на 9-10. Допустим, 20% опрошенных именно так оценили вашу идею. Надо понять, что их объединяет: возраст, пол, характер деятельности, проблема бизнеса, способ доставки. Поняв эту группу, можно делать следующее тестирование и уточнить список основных killer-features.

Только теперь можно приступить к разработке реального прототипа, на который в идеале вы должны потратить от 1 до 3 месяцев.

Если за 3 месяца вы не получили мощного положительного сигнала от рынка, если у вас не появились пользователи, которые читают вам оды даже несмотря на то, что продукт виснет по нескольку раз в день, это тревожный сигнал. И тем не менее у вас есть веские причины думать, что сигнал появится, продолжайте упорствовать еще месяца 3. Все, что не полетело за 6 месяцев убивайте безжалостно, т. к. вы, скорее всего, попадаете в фазу упрямства.

Оценки сроков выше — очень условные и сильно зависят от индустрии.

А, бывают ситуации когда не только бумажный прототип не работает, но и даже полностью промышленное изделие поначалу вызывает вопросы у рынка. Помните, первый айпад многие эксперты критиковали, называли неуклюжим огромным телефоном и выкладывали насмешливые фото 4 телефонов, склеенных скотчем. А в конечном счёте айпад изменил мир.

Так что, только вы сами, в конечном итоге, ответите на вопрос, где заканчивается упорство и начинается упрямство.

ОШИБКА 3. Нанимать на старте слабо мотивированных профессионалов вместо сильно мотивированных новичков

На ранней стадии нужно с осторожностью привлекать дорогих профессионалов. Есть редкий класс людей, которые, с одной стороны, очень профессиональны, а с другой — готовы идти на риск, работать ночью и в выходные. Нанять таких — счастье, но на 100% команда из них не наберётся.

Предприниматель сталкивается с дилеммой: брать слабо мотивированного профессионала или сильно мотивированного новичка. Однозначный ответ — в случае подобной дилеммы нужно ориентироваться на новичков.

Вы обязательно столкнетесь с тем, что слабо мотивированный профессионал покинет ваш стартап в самый неподходящий момент. Ему надоест сидеть в болоте по горло в грязи и без консервов. Ему захочется в 5 часов выключать телефон, а выходные проводить с семьёй.

А неопытные, но мотивированные ребята — научатся. Я часто работаю с молодыми ребятами. Они проходят такую школу жизни, которую они никогда не пройдут в самом лучшем MBA, и часто именно на их плечах стартап проходит долину смерти.

ОШИБКА 4. Быть слишком большим визионером в ущерб первым клиентам

Самое сложное для предпринимателя — пройти долину смерти. Считается, что первая часть этой долины — риски технологические, вторая часть — рыночные. Нашёл Product-market fit, считай, что почти прошел долину смерти. Продукт уже в каком-то виде есть, и клиенты первые есть. Но продукт ещё недостаточно совершенен, чтобы все клиенты были счастливы.

Первые клиенты — как правило, высокомотивированные, они готовы к зависанию продукта, потере данных и ещё кучу всего. Надо максимально облегчить им жизнь, быть с ними максимально внимательными. Ограниченные ресурсы разработки не дадут сделать всё. Возникает дилемма: сделать функцию для многих, но ещё только будущих клиентов, или только для одного клиента, но который уже купил.

Систему управления ресторанами iiko мы выпускали для широкого рынка. Через 2 года активной работы клиентами стали не только отдельные небольшие рестораны, но и сети Кофехаус, Сбарро и Группа компаний Аркадия Новикова. Естественно, у каждого из них были свои, очень специфические требования, связанные с конкретным оборудованием, конкретными бизнес-процессами.. На разработческом жаргоне — хотелки. На наших производственных комитетах шли баталии: как же быть, нас всего 25 человек, этих ресурсов не хватит, чтобы сделать для десятков средних ресторанов одно, а для Кофехауса другое.

Я встречал предпринимателей, которые свысока смотрели на «хотелки» первых клиентов . У них было БОЛЬШОЕ ВИДЕНИЕ продукта, и все свои решения они основывали на этом видении.

С одной стороны — это правильная стратегия для стартапа. Стартап — не только про то, что ДЕЛАЕМ, но и про то, что мы НЕ ДЕЛАЕМ. Это фраза демонстрирует реальность стартапа — ресурсы ограничены, а продукт надо выпускать.

Но есть и другая формула: Думай глобально, делай локально. О большом рынке и большом видении думать надо. Но чтобы пройти долину смерти, нужно обеспечить кэшфлоу и удовлетворить первых клиентов. Несмотря ни на что сделать первых клиентов счастливыми — такая же священная вещь, как и думать о масштабировании продукта.

Наши крупные клиенты не хотели видеть iiko в виде облачного решения, а также не хотели покупать лицензии по подписке. А наше большое видение в 2005 году было в том, что ресторанные решения в будущем будут облачными и продаваться по подписке (SaaS).

Но мы осознанно пошли на то, чтобы развивать «тупиковую» ветку необлачного решения. Как же мы не ошиблись! Только спустя 10 лет в 2015 году выручка от SaaS стала хоть как-то осязаемой, а в 2018 году она впервые превысила выручку от perpetual license.

Советы Яна

1. Постоянно общаться с клиентами. На всех этапах.

2. Тестирование гипотез начинать с бумажного прототипа.

3. Не бояться провалов — это этап на пути к Product-Market Fit.

4. Но извлекать из провалов максимальную пользу. В виде общения с первыми клиентами.

5. Пивоты делать быстро. Не летит — убивать продукт.

6. Не тратить ресурсы на идеи, которые пользователи оценили меньше, чем на 9 из 10.

7. Помнить: мотивированные новички для стартапа лучше, чем мало мотивированные профессионалы.
8. Лучше сделать первого клиента счастливым, чем клиента будущего.

P. S.: Спасибо дизайн-студии Eleven, в частности, Веро.

Leave a Reply