Продавай или умри: как начинающему предпринимателю выжить в первый год
Я хочу написать несколько статей о том, как запустить проект и выжить. Первая — с чего начинать.
Я запускал семь проектов в разных отраслях и обычно это выглядело так:
- Пришла гениальная идея.
- Записываю идею, вроде все понятно.
- Составляю простую финансовую модель, цифры радуют.
- Продаю идею команде.
- Снимаю офис, покупаю мебель и украшаю интерьер.
- С понедельника начинаем работать.
- Проходит месяц — продажи не радуют. Клиенты думают, менеджеры жалуются, а сам работаю по 10 часов в день.
Теперь я понимаю, что не все проекты были успешными: из семи выжило только два. Пока искал причины в себе, обнаружил занятную статистику:
«Смертность» новых компаний
50% — за 1 год;
80% — за 1–6 лет;
96% — за 6–11 лет.
Я не помню источник, но данные похожи на правду — я точно в этих 96%. Как говорит бывший совладелец Викимарт Максим Фалдин «Первый бизнес-план не выполняется никогда, второй — крайне редко, третий — просто нечасто, четвёртый — достаточно часто, пятый — почти всегда, а шестой и седьмой — всегда».
Предпринимательство — это грёбаный гладиаторский бой, победитель забирает все!
Я уверен, что компании закрываются в первый год, потому что предприниматели запускают их по наитию. А когда начинают разбираться, почему работы всё больше, а результаты радуют всё меньше, уже потрачено много времени и сил, и бизнес не спасти.
Недавно я начал систематизировать знания о запуске проектов и вывел для себя несколько правил. Главное из них — о том, с чего начинать.
Правило «Продавай или умри»
Сформулировать правило «Продавай или умри» мне помогла статья Сергея Славинского. В ней он описал классическую схему создания пользы в бизнесе:
1. Классическая схема создания пользы в бизнесе.
Продукт → Производим продукт
Маркетинг → Доносим преимущества до целевой аудитории
Продажи Продаём, продаём, продаём
На первый взгляд, в ней все логично, но Славинский называет её заведомо проигрышной. Посмотрим на примере:
2. Схема Сергея Славинского. Славинский предлагает другую цепочку:
Маркетинг → Ищем клиента и узнаём его боль
Продукт →Производим продукт, который решает боль клиентов
ПродажиСтроим продажи продукта или услуги
Посмотрим, как изменилась жизнь Фёдора:
3. Схема Сергея Сичкара. Я предлагаю доработать эту схему и поставить продажи на первое место:
Продажи → Умеем продавать и понимаем, кому продавать
Маркетинг →Выясняем потребности этих потребителей
ПродуктСоздаём продукт
Я уверен, если не позаботиться о продажах вначале и надеяться на будущих сильных продавцов или маркетинг, то до их найма может не дойти. Сделаем Фёдора счастливым:
Примеры из жизни
Сначала продажи. В 2010 году мы вместе с партнером открыли в Краснодаре интернет-магазин детских товаров «Добрый Ситимонстр». Я видел, что конкуренты использовали не больше 30% инструментов, помогающих продавать. У них были неуникальные тексты и изображения, неоптимизированные для поисковиков самописные ЦРМ. Как результат — они не продвигались по узким запросам.
Я решил ориентироваться на людей, которые ищут в интернете детские товары. Я договорился с крупными поставщиками, нанял людей, которые писали уникальные описания для товаров, снимал обучающие видеоролики, оптимизировал сайт под низкие запросы.
Через три часа после запуска магазина мне позвонил клиент и купил коляску и столик на 16 000 рублей. Каждый следующий месяц выручка росла примерно на 30%. Весь бюджет на запуск проекта — 130 000 рублей, большая часть которого пошла на покупку «пирожка» для развозки заказов.
Макет сайта «Добрый Ситимонстр»
Сначала продукт. После магазина я решил открыть консалтинговое агентство — наступил на грабли «Надо работать по специальности». Мы с партнёром сформулировали смутные гипотезы: сделаем продукт лучше, чем у конкурентов, будем продавать банкам, друзьям и знакомым работающим в сферах, где нужен консалтинг.
В первый квартал оказалось, что все гипотезы неверны: клиенты работали с теми, кого знают, а не с теми, кто лучше. Нам понадобился год, чтобы понять, как развивать бизнес дальше.
Примеры попроще
Не взлетит
Взлетит
Написать книгу, чтобы стать известным
Быть популярным блогером и написать книгу, интересную аудитории
Открыть компанию по продаже автоматических ворот и потом искать клиентов-прорабов
Сначала договориться с крупным производителем плитки о взаимной рекламе, а потом открывать компанию
Открыть премиум салон красоты
Открыть премиум салон красоты, при поддержке супруга — консультанта по маркетингу в бьюти-индустрии
* * *
Теперь первое о чём я думаю перед запуском кампании — смогу ли я лично это продать.
Резюме: как запустить новый бизнес
- Сделать первый шаг.
- Понять, кому продавать.
- Описать минимум три канала продаж.
Об остальных шагах расскажу в следующих статьях:
- Понять, что нужно аудитории.
- Проверить гипотезы.
- Сделать продукт.
Расскажите в комментариях, как вы открывали свой бизнес. Понравилась статья и хотите продолжения — лайк, шер, репост.
P. S. Все персонажи вымышлены, любое сходство с реальными людьми случайно 🙂