Предпринимателям: копировать успешную бизнес-модель или придумывать новую
Я уже не раз писал, что свою первую компанию я запускал по наитию. Потом я запускал копии чужих компании, затем пробовал создавал бизнес-модели с нуля. За этом время я несколько раз менял мнение, какой же из способов лучше. Вот что в итоге я о них думаю.
1. Копировать успешную локальную модель
+ Большие шансы выжить на старте
Этот способ подойдёт предпринимателям, у которых мало ресурсов и высокие риски. Например, отцу семейства с двумя детьми и ипотекой, который скопил денег на пару месяцев и ушёл с работы по найму. Ему лучше идти по уже зарекомендовавшему себя пути: открывать очередной салон красоты или нишевый интернет-магазин. Рынок уже существует, спрос есть, бери и пробуй сделать то же самое.
Копию лучше делать очень похожей на оригинал, вплоть до дизайна кнопок, расстановки стульев в помещении и проектирования склада. Так шанс выжить здорово повысится: скорее всего, изначальный бизнес выглядит именно так, потому что в нём уже исправили сотни ошибок. Важно включать голову и стараться понять, почему работает каждая мелочь, потому что вы все равно скопируете чужие ошибки.
− Низкие шансы стать единорогом
Когда предприниматель копирует бизнес-модель, он почти стопроцентно обрекает себя не быть № 1. Копии всегда хуже оригинала. Если предприниматель не внесёт в модель ничего нового, то так и будет только локально конкурировать в своём районе, городе, в лучшем случае — регионе.
Шансы на большой успех увеличиваются вместе с финансированием проекта:
- Чтобы стать сайтом объявлений № 1 в России, Авито купило своих конкурентов OLX.ru и Slando.ru.
− Высокая конкуренция
Каждой очередной похожей компании придётся конкурировать с другими похожими компаниями. Выигрывают лучшие: У кого лучше продажи, выгоднее предложение или опытнее команда. Или кто решил не конкурировать товарами, а перешёл к проектам или решениям.
Скопировали локальную бизнес-модель
2. Адаптировать западную модель
− Низкие шансы выжить на старте
Сразу неясно, приживётся или нет западная бизнес-модель в регионе:
- Израильские кофейни Cofix попробовали один в один повторить модель в России, но в итоге заново переписали бизнес-процессы и ушли от изначальной концепции.
- Фастфуд Shake Shack так популярны в США, что прижимают Макдональдс, но в России у них только три ресторана — цены оказались слишком высокими.
+ Есть шанс стать №1 на локальном рынке
Я верю в глобализацию и уверен, что мир везде развивается одинаково. Во всех странах есть мобильные телефоны, телевизоры и интернет, но одни внедряют изменения быстрее, а другие медленнее. Нам повезло жить в «машине времени»: западные бизнес-модели сейчас — это отражение российского рынка через 3–5 лет. У открытых компаний можно даже посмотреть финансовые показатели и убедиться, что бизнес-модель работает.
Ещё плюс копирования западной модели — понятна точка выхода из бизнеса. Можно изучить сделки купли-продажи аналогичных бизнесов и представить, к кому идти с предложением о продаже бизнеса или кто может прийти к вам. У покупателя сразу будет интерес, потому что похожий бизнес уже купили на западе:
- На западе Amazon купил обувной магазин Zappos. Оскар Хартманн создал аналог Zappos — Sapato — и продал её Озону.
+ Нет сильных конкурентов
При условии, что вы поторопитесь с адаптацией и будете первыми.
Адаптировали западную бизнес-модель
3. Придумать новую бизнес-модель
− Шанс выжить на старте стремится к нулю
Никто не знает, как отреагирует рынок на новую идею. Такие компании всё время выдвигают гипотезы и проверяют — утонут или нет. Задача стартапа — придумать способ, как получать с клиента больше прибыли, чем было потрачено на его привлечение.
О таких компаниях мне в «Ошибках выжившего» рассказывали Николай Евдокимов и Давид Ян.
+ Есть шанс стать единорогом
Если звезды сойдуться и гипотизы работают, а клиенты выстроились в очередь, то есть шанс стать №1 в своей нише. Всегда бывают исключения и провалы, рекомендую прочитать отличную книгу на эту тему «Жизнь внутри пузыря»
+ Нет прямых конкурентов
У первого Макдональдса, Форда, Айфон не было прямых конкурентов и это позволило им стать №1 в своей нише.
Придумали новую бизнес-модель
4. Копировать модель, но внести в неё что-то новое
+ Высокий шанс выжить
Бизнес-модель уже успела зарекомендовать себя.
+ Есть шанс стать единорогом
Если компания сможет хакнуть бизнес-модель и обойти конкурентов, то у неё отличные шансы выстрелить.
+ Можно обойти конкурентов
Конкуренция — зло. Копируя бизнес-модель, предпринимателю всегда нужно держать в уме, что делать с конкурентами. Чем больше конкуренция на рынке, тем меньше прибыль.
Для повышения прибыли, приходится придумывать что-то новое — строить компании на стыке отраслей, развиваться в регионах с низкой конкуренцией:
- Додо-пицца и Магнит копировали бизнес-модели. Но, начинай они в Москве, их задавили бы крупные игроки — Доминос и Пятёрочка. Вместо этого, они стали № 1 в своём регионе, а потом начали распространяться в другие регионы, куда московские компании в то время не лезли.
- Амазон запустил обычный супермаркет, но с необычной оплатой. Люди просто берут товары с полок и уходят из магазина. Оплата производится автоматически с привязанной карты.
- Тинькофф соединил банк с трендом мобильных приложений и теперь банк №1 в мире.
- Криптовалюта — новый модный рынок. Финансовые биржи — наоборот, старый. На стыке этих рынков родились криптобиржи, которые отлично себя чувствуют.
- Сейчас популярны голосовые помощники. Я жду, что же интересного появится на стыке рынков.
Скопировали модель, но внесли в неё что-то новое
Какую бизнес-модель выбрать
На самом деле, я не знаю ответа. Расскажу просто о том, что думаю.
В 2009 году я запустил интернет-магазин детских товаров. У меня не было чёткого плана, мне нравился рынок, я увидел проблему и за три дня решился открыть компанию. Когда я нашёл конкурентов, сначала огорчился, но потом обрадовался — есть конкуренты, значит, у клиентов есть потребность, а у меня — враг, которого надо победить.
Несколько лет я искренне верил, что копировать бизнес-модели не стоит вообще. Гораздо лучше запускать новые продукты, смотреть, как отреагирует рынок, а потом уже выстраивать бизнес-процессы.
Затем я решил, что лучший способ для запуска компании — скопировать аналогичную модель. Уже есть рынок и потребности. Новый проект должен запускаться для какой-то уже сформированной среды. А с конкурентами надо соревноваться по принципу быстрее, дешевле, лучше. Так появилась компания Арка Групп. Мы помогаем выгодно купить или продать долю в бизнесе, поэтому у нас есть конкуренты.
Теперь я думаю, что верного ответа нет. Все зависит от амбиций и целей: какую компанию хочется построить и какой путь для этого будет оптимальнее. Поэтому никого не слушайте, действуйте, как считаете нужным.
В помощь: 55 лучших бизнес-моделей.
P. S.: Ещё я считаю, что неважно, строите вы маленькую или большую компанию. Любую компанию одинаково тяжело строить. Везде нужно решать проблемы, меняться будет только их масштаб. Поэтому я думаю, что лучше идти на глобальный рынок. К сожалению, у нас мало примеров больших компаний, у которых это получилось. Почитайте об этом книгу «Искусство мыслить масштабно».