Принять на работу крутана. Часть 3. Групповое собеседование
Продолжаю тему найма, сегодня — о групповых собеседованиях. Лучше меня об этом расскажет моя жена — Катя Сичкар. Она намного чаще пользуются методом групповых собеседований, и у неё уже появились свои наработки, которыми она и поделится в статье.
Дальше от лица Кати.
Другие статьи о найме:
Раньше, когда мне срочно нужен был менеджер по продажам, я тратила кучу времени на просмотр резюме на хедхантере и переговоры по телефону. А когда отменяла свои дела и ждала кандидата на встречу — он просто не приходил. Жалко потраченного времени.
А как-то на конференции услышала про групповое собеседование. Его представляли как жёсткий метод, в котором после каждого вопроса выгоняли неподходящих людей.
Идея загонять людей в стрессовую ситуацию мне не понравилась. Вместо того, чтобы проявить себя, они закроются и будут просто защищаться. Я решила развить тему с групповыми собеседованиями и сделать их более мягкими.
Я собираю групповые собеседования на 3–12 человек. Так я нанимаю администраторов, продавцов, бухгалтеров и дизайнеров. Групповое собеседование — только первый этап, чтобы посмотреть на человеческие качества сотрудника: лидерство, адекватность, уверенность, дружелюбность, порядочность. А профессиональные качества нужно проверять уже на тестовом задании.
Как провести групповое собеседование
1. Отобрать анкеты
Сначала я отсеиваю неподходящие резюме. Обычно, из 100 заявок я выбираю только 7.
2. Пригласить на собеседование
Я всегда приглашаю больше людей, чем требуется. На мои собеседования приходят 6 человек из 10 приглашённых.
Я никогда не говорю, что собеседование будет групповым.
3. Рассадить кандидатов по кругу
⏱️ 2 мин
Подойдёт и условный круг.
4. Посмотреть на кандидатов перед встречей
⏱️ 5 мин
Я сажусь в круг и предлагаю чай или кофе. У соискателей есть несколько минут, чтобы усесться. В это время я смотрю, кто как себя ведёт. Кто не постеснялся налить себе чай. Кто спрятался позади, а кто вышел вперёд. У кого какая осанка. Кто улыбается. Кто начинает общаться, а кто сидит и тупит в телефоне. Пару раз люди начинали демонстративно ходить и разглядывать офис. Для меня это был тревожный сигнал.
5. Рассказать о компании и вакансии
⏱️ 5 мин
Обычно 90% человек не знают толком куда пришли, хорошо, если почитали о компании на сайте. Поэтому вначале я рассказываю, чем занимается компания, с какими клиентами работает. Рассказываю о вакансии, и что на ней предстоит делать.
6. Самопрезентация кандидатов
⏱️ 3 мин на каждого
Я засекаю время и прошу кандидатов по очереди рассказать о себе. Мне важно, чтобы человек продал себя. Я смотрю, что люди говорят: хорошее и плохое или только хорошее, структурировано или растекаются мыслью по древу. Слежу, как звучит голос, уверенно ли говорит соискатель.
Пока соискатели представляются, я начинаю заполнять бланк с оценкой компетенций кандидатов. На протяжении всего собеседования я делаю в нём заметки.
Хороший ответ: «Сделал то-то и то-то, такие-то достижения, вот 5 рекомендаций».
Плохой ответ: «Меня зовут Вася, я их такого-то города, учился там-то , енился тут, занимаюсь спортом…»
7. Записать ответ «Хороший продавец — это…»
⏱️ 2 мин
Кандидаты берут по листу бумаги, подписывает свою фамилию и отвечает на вопрос. Бухгалтеров и дизайнеров нужно соответственно спрашивать об их профессии.
Хороший ответ — тот, который совпадает с моими пониманием профессии. «Дизайнер — художник» — фигня. «Дизайнер решает проблемы клиентов с помощью…» — уже лучше.
8. Разобрать кейсы
⏱️ 3 мин на подготовку
Кейсы — маленькие ситуации. Я записываю по одному на маленьком листочке и раскладываю как билеты на экзамене. Каждый кандидат выбирает по 2–3 кейса, готовятся и по очереди разбирают по одному кейсу. Чтобы разобрать все кейсы, понадобится 2–3 круга.
Все кейсы разные, но рассказывают примерно об одних и тех же вещах:
- Коллеге срочно нужно уехать по личным делам, и он просит, чтобы вы его не закладывали. Что вы ответите начальнику, когда он спросит, где коллега?
- Завтра к 12 часам нужно отправить отчёт клиенту и подготовить аналитический отчёт для начальника. Вы успеваете сделать только что-то одно. Что будете делать?
- Вам звонит клиент и задаёт вопрос, в котором вы не разбираетесь. Ваши действия?
Как подготовить кейсы
Я составляю для себя портрет идеального кандидата и выписываю компетенции, которыми он должен обладать. Потом под каждую компетенцию я подбираю ситуации, которая её раскроет, упрощаю до одного абзаца и записываю.
9. Записать ответ «3 основные цели в жизни»
⏱️ 3 мин
По этому ответу я смотрю, если ли у человека вообще цель, насколько она конкретна, на что человек настроен.
10. Провести блиц-опрос
⏱️ 5 с на каждый ответ
Блиц-опрос — быстрые вопросы, связанные с установками человека. Я задаю вопросы по очереди, без возможности обдумать ответ. Всего понадобится
2-3 круга вопросов.
Вопросы дублируются по смыслу, но разные по формулировкам:
- Что важнее, скорость или точность?
- Конкуренты — это кто?
- Клиенты — это кто?
- Деньги — это что?
Как подготовить вопросы
Я возвращаюсь с портрету идеального кандидата и выписываю, какие установки у него должны быть. Затем под каждую установку подбираю воответствующий вопрос.
11. Написать записку на тему «Купить туфли»
⏱️ 7 мин
Я прошу написать записку для близкого человека с просьбой купить туфли. Для этого я привожу конкретную ситуацию: «Завтра вы идёте в театр. Вы уже нашли хорошие туфли, но не успели купить. Завтра вы целый день будете на работе и не сможете съездить в магазин. Ваш близкий человек приедет завтра в обед. Он успеет купить туфли, но единственный способ связаться с ним — с помощью записки».
Это хороший способ проверить, как человек умеет ставить задачи и пытается ли он манипулировать.
12. Записать ответ на 3 строки «Почему я…?»
⏱️ 5 мин
Кандидат должен «продать» себя работодателю. Ещё это хороший способ проверить, как человек понимает задачу. Здесь ключевое слово — три строки. Я хочу увидеть три конкретных тезиса, а не разглагольствование на страницу.
13. Рассказать, что будет дальше и попрощаться.
Я благодарю за собеседование и сразу предупреждаю, что мы сможем перезвонить только тем, кто прошёл на следующий этап. При этом мы не запрещаем соискателям звонить самим. Обычно сами перезванивают не больше 10% соискателей.
14. После собеседования проверить ответы
После собеседования я проверяю письменные ответы и заполняю бланк с оценкой компетенциЙ кандидатов. Заодно смотрю на грамотность соискателей. В бланке я суммирую баллы кандидатов и приглашаю лучшего на личное знакомство и тестовое задание.
Мой бланк выглядит примерно так. Я адаптирую его в зависимости от ситуации и вакансии:
Имя | Самопрезентация | Цели | Знание продаж | Общая стратегия | Кейсы, блиц и записка |
Иванов | 5 | 4,5 | 3 | 3,5 | 4 |
Что ещё
1. Я всегда записываю, кого как зовут и обращаюсь по имени.
2. С самого начала я стараюсь создать комфортные условия, показать компанию в лучшем свете. Можно подкрепить это сувениркой. Например, предложить кандидатам забрать ручки, которыми они писали. Каждый кандидат должен захотеть дома за ужином рассказать, как же круто у нас было.
3. Каждого кандидата я воспринимаю как будущего клиента. Один раз так и случилось. Одна девушка не прошла к нам, но устроилась на нефтеперерабатывающий завод, потом позвонила и предложила нам проект.
4. Я заранее готовлю вопросы и кейсы на отдельных листах, бумагу, ручки и планшеты.
5. Я всегда начинаю собеседование в назначенное время, даже если кто-то из кандидатов опаздывает.
6. Я никогда не говорю кандидатам, что собеседование будет групповым.
7. Если кто-то из кандидатов понравился сразу, я не перетягиваю внимание только на него. Иначе из группового собеседования получится личное. Лучше сразу после собеседования предложить кандидату поговорить наедине.
8. Я стараюсь не вести себя панибратски или наоборот доминировать. Это завтра я буду их начальником, а сейчас я — интервьюер, мне должны доверять.