Этапы развития компании: конец истории
Завершаю рассказ о этапах развития компании. В этот раз — смерть под звуки «Реквиема» Моцарта.
Предыдущие серии:
В них я рассказываю, как мне помогла продвинуться в бизнесе книга Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации». Вкратце о теории:
Суть теории Адизеса
Я бы объяснил теорию так. Когда в семье рождается ребёнок, мы представляем, как он будет развиваться. У нас есть вехи, по которым мы можем отследить его прогресс. Не пошёл в два года, не смотрит на девушек в шестнадцать, живёт с родителями в тридцать — дело неладно.
Компания — тот же ребёнок. Только ориентиры, по которым видно, нормально ли всё развивается — не так очевидны. Мне кажется, предпринимателю важно разобраться в циклах, чтобы понимать, на каком этапе он находится, и что делать, чтобы двигаться дальше.
Весь жизненный путь компании и этапы развития Адизес представляет в виде такого графика:
Расцвет
Продажи и прибыль растут. Открываются филиалы и представительства. Работает франшиза. Внутри компании появляются новые бизнес-проекты.
Ресурсы компании — стратегическое и инвестиционное планирование, системность, команда, баланс между контролем и гибкостью.
Компания наслаждается успехом, управляет репутацией, создаёт рыночную стоимость.
Что может быть |
Чего стоит опасаться |
Финансы | |
Работает модель устойчивого развития — выручка, прибыль, активы, собственный капитал и обязательства меняются одинаковыми темпами.
Рыночная стоимость компании растёт. |
Накладные расходы растут соразмерно доходу.
Рыночная стоимость неизвестна или падает. |
Бизнес | |
Основатель управляет капиталом, инновациями и новыми проектами.
Компания удовлетворяет потребностям клиентов, партнеров, владельцев и персонала Компания следует разработанным планам и политике. Развиваются новые проекты и направления. |
Синдром «Титаника» — увлеченность своим величием мешает адекватно увидеть рынок. Частые неприятности, сбои, междоусобные войны подразделений за ресурсы.
Нет системы корпоративного управления и владельческого контроля. Много проектов при при слабом управлении. Нет новых проектов. Неадекватные планы. Удовлетворенность результатом |
Команда | |
Сформировалась команда профессиональных управленцев.
Персонал организован в чёткие структуры. Мотивация персонала за счёт самореализации и развития. |
Управленцы больше заняты своими кабинетами, чем делом.
Сотрудники не мотивированы меняться. Нет возможностей для карьерного роста. |
Как не уйти в старость
- Выбрать судьбу компании: тот же рынок и продукты, реинжиниринг бизнеса, продажа.
- Провести стратегическое планирования, ориентируясь на лидерство и иновации.
- Формализовать управление и выстроить систему владельческого контроля.
- Реализовывать новые проекты через инвестиционное планирование и управление проектами. Для этого выстроить систему управления финансами.
- Управлять стоимостью и репутацией.
- Создать систему управления персоналом: политику материальной и нематериальной мотивации, процесс обучения, систему обмена информацией и идеями между подразделениями.
Старость
Большие финансовые и политические возможности при низкой ориентированности на рынок и развитие. Обновляться или умереть.
Как понять, что старость пришла
Финансы
Деньги расходуются на системы контроля, допобустройство и выплаты.
Управление финансами — казначейство, балансировка поступлений и выплат.
Основная задача финансовой службы — своевременно устранять кассовые разрывы.
Бизнес
Сильная компания с низкими темпами роста.
Цели в основном краткосрочные.
Потеря гибкости и творчества, Привязанность к прошлому.
Компания живёт за счёт старых клиентов и компетенций.
Все чопорно и по правилам. Подозрительность ко всему новому. «Не гони волну!».
Внутри — борьба за ресурсы и главенство.
Внешний потребитель и рынок превратились в надоедливых мух.
Команда
Новые сотрудники — угроза.
Что делать, чтобы не умереть
- Определиться со стратегией управления капиталом.
- Разделить процессы так, чтобы управлять отдельными бизнес-проектами как самостоятельными компаниями.
- Развивать идеологию синергии и сотрудничества.
- Освободится от лишних проектов и активов.
- Обновить команду инноваторами и предпринимателями.
- Привлечь профессиональных консультантов для оживления бизнеса.